Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
Счет до трех!
Мне бы хотелось поговорить сегодня о малышах 3-4 лет.
Честно
говоря, это мой самый любимый возраст.
Ребенок открывает для себя мир и верит каждому Вашему слову.
А
вам так здорово с ним общаться, играть, и даже заниматься!
Вот
об одном занятии и пойдет сегодня речь. Это математика. 3-4 –летнюю кроху мы
учим считать до 3.
И занятие не должно быть скучным!
В
дошкольном, и даже я могу сказать, что и в школьном возрасте (начальная школа) у
детей главная деятельность – это игра.
Вот
и надо поиграть с ребенком.
Что
можно придумать дома?
Я
уверена, что у детей есть игрушки.
Если
есть мишки. Я бы придумала для него театр. Дети очень любят представления и с
удовольствием в нем участвуют.
Предлагаю конспект занятия.
Занятие:
Цель:
Научить ребенка считать до 3.
Материал:
3 медведя, три тарелки, три ложки, три чашки и одна кукла Маша.
Я
бы сделала так. Мы бы пошли в гости к 3 медведям. Я бы посадила мишек за детский стол.
И
начала бы так. Взяла куклу Машу в руки – познакомила бы с ней ребенка.
Знакомься эта кукла Маша. А тебя как зовут? Важно, чтобы ребенок
представился. К нам кукла Маша пришла за
помощью, не умеет она считать до 3. Давай её научим? (Малыши все знают, они уже
академики и с удовольствием учат других).
Ребенок
согласится. Мы сегодня пойдем в гости с
куклой Машей к трем медведям. Нас они пригласили на чай. И вы в месте с
ребенком обходите комнату и приходите опять к столу, на котором сидят медведи,
лежит посуда. Стучитесь (не бойтесь играть). Тут-тук.
И
отвечаете за одного из медведей: «Кто
там?»
А ребенок пусть ответит за куклу Машу: «Это я,
Маша, пришла к Вам в гости».
Вы за медведя: - «Добро пожаловать. Здравствуй,
Маша».
Ребенок
за куклу Машу: «Здравствуйте!»
Вы
за медведя: «Проходи, садись за стол. Будем чай пить».
Ребенок
за куклу Машу: «Спасибо».
Вы
за медведя: «Машенька, а ты считать умеешь?»
Кукла
Маша: - Нет.
Медведь:
«Нет? Ну, это дело поправимое. Мы тебя сейчас научим. Смотри у меня в руках
одна чашка. И обязательно задаете
вопрос. Сколько чашек у меня в руках.
Кукла
Маша: Одна.
Медведь
(здесь вы должны акцентировать внимание)
и обязательно повторить, выделив интонацией слово ОДНА.
Медведь:
Ай да умница. Отдает чашку кукле Маше, а себе пододвигает 2 чашки. У куклы Маши
опять спрашивает: сколько у тебя в руках чашек?
Кукла
Маша отвечает: Одна.
Медведь:
Молодец, Машенька. Одна чашка. Смотри я взял в руки чашки. Давай я их посчитаю:
Один, Два. У меня в руках всего две чашки. Сколько чашек у меня в руках?
Кукла
Маша отвечает: Две.
Медведь:
Правильно, Машенька. Две. Ай да умница. Отдает Маше ещё одну чашку.
Машенька,
а сколько у тебя сейчас чашек? Посчитай, пожалуйста.
Кукла
Маша должна посчитать: Один, Два. Обращаю внимание на слово ОДИН. Считаем
только так!
Медведь:
Машенька, а сколько же у тебя всего чашек?
Кукла
Маша: Две.
Медведь:
Правильно, Две. Машенька, а ты мне одну чашку отдай, пожалуйста.
Кукла
Маша: Медведь, возьми, пожалуйста.
Медведь:
Спасибо. У меня теперь стало… Дай
посчитаю Один, Два. Всего две чашки.
Машенька,
а у тебя, сколько чашек осталось?
Кукла
Маша: Одна.
Медведь:
Правильно. Одна! Умница.
А
давай мы с тобой все чашки соберем вместе. (составьте все чашки на стол в кучку).
Медведь считает: Один, Два, Три. Это сколько же чашек-то будет? Я запутался!
Маша, помоги, мне пожалуйста посчитать.
Кукла
Маша должна посчитать чашки также, как
считал медведь: Один, Два, Три!
Медведь:
А, правильно! Три! Всего три чашки!
Машенька,
так сколько же всего у нас чашек?
Маша:
Три!
Медведь:
Молодец! Правильно! Три чашки. Смотри, у меня тут ещё и тарелки есть, и ложки
есть. Давай посчитаем. Медведь считает и ошибается. Один, Два, Один.
Кукла
Маша: Медведь, ты ошибся!
Медведь:
Это как-то ошибся. Я правильно считаю. Один, Два, Один.
Кукла
Маша: Нет. Нужно считать. Один, Два, Три!
Медведь:
И правда! Вот я старый, перепутал все!
Машенька,
так сколько ты тарелок насчитала?
Кукла
Маша: Три!
Медведь:
А ложки ты считала? Сколько их? Посчитай, пожалуйста, а то как бы я опять не
перепутал!
Кукла
Маша считает ложки: Один, Два, Три.
Медведь:
Машенька, так, сколько же всего ложек?
Кукла
Маша: Три.
Медведь:
А тарелок.
Кукла
Маша: Три.
Медведь:
Значит у нас всего по три! Три чашки! Три тарелки! Три ложки! Правильно?
Кукла
Маша: Правильно! Три чашки, три тарелки, три ложки!
Медведь:
Маша, какая ты молодец! Маша, а чему мы с тобой сегодня учились?
Кукла
Маша: Считать до трёх!
Медведь:
Это точно! Ты научилась считать до трех!
Я
с тобой прощаюсь! Устал я что-то! Прощай, Машенька.
Кукла
Маша: Спасибо тебе большое медведь! Прощай!
И
не думайте, что один раз Вы с ним позанимались, и ребенок это запомнил на всю
жизнь. Иначе, Вы будете очень удивлены, когда через некоторое время Вы
попросите посчитать, а ребенок забыл. Это нормально.
Поэтому
закрепляем навык в повседневной жизни.
Вечером,
я бы попросила ребенка мне помочь накрыть на стол, на ужин. Дети с
удовольствием помогают мамам. И не бойтесь им давать ложки, салфетки, если
объясните, то ребенок все аккуратно поставит на стол и не разобьет.
На
следующий день. Я бы поиграла с ребенком в гости. И предложила бы ему накрыть
стол на 3 человек.