Моя пятая статья в онлайн журнале “Время ЖЕНЩИН”
“Обучение чтению”“Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя!” В.А. Сухомлинский
Статья Эльвиры Лукашиной
Один из самых сложных видов обучения
Чтение это навык, который нарабатывается со временем.
Обучение чтению требует внимания, терпения,
концентрации и заинтересованности в
процессе не только взрослого, но и ребёнка.
Поэтому я всегда продумываю урок, стараюсь сделать его интересным, динамичным,
предлагая разные виды деятельности.
Начинаю урок с пальчиковой гимнастики.
Как считал великий учитель по постулатам, которого я училась
В.А.
Сухомлинский: “Ум находится на кончиках его пальцев”.
Мария
Монтессори считала: “Каждое движение ребёнка, это ещё одна складочка в коре
больших полушарий” и
Д.
Эльконин говорил: “Уровень развития речи детей зависит от сформированности
движений мелкой моторики руки”.
Опираясь на вышеуказанные утверждения, я большое внимание уделяю на своих
уроках как раз развитию мелкой моторики рук у ребёнка. Поэтому и начинаю уроки
с пальчиковой гимнастики.
И второе
обязательное упражнение, перед тем как начать читать – это скороговорки. Очень
тяжело читать вслух, если ты не разговорился.
Скороговорки помогают развить речь, правильно произносить слова, скороговорки
задают ритм речи. Ведь прочитать скороговорку я прошу несколько раз, сначала
медленно, а потом ускоряя темпа речи.
Уважаемые родители, часто бытует мнение, что если ребёнок научился читать, то
ему помогать не нужно. Это ошибочное мнение.
Ребёнку нужно помогать на каждом этапе, ведь в чтение встречаются разные слова
и надо знать, как их читать.
Например, слова с мягким знаком, я на занятии я отрабатываю эти моменты, либо
слова с буквой “й”, либо числительные или слова, где встречаются много
согласных звуков, например: встреча, здравствуйте, ствол, смерч и так далее.
Всем сложным словам я уделяю большое внимание в работе с детьми.
У меня есть блокнот со словами, который моя ученица назвала: “Магический
блокнот заклинаний”.
Когда нужно начинать учить ребёнка чтению – ориентируйтесь на потребности
ребёнка, кто-то из детей готов читать в 5 лет, обычно этот интерес формируются
к 6 годам и дети прекрасно занимаются.
Им интересно читать, узнавать для себя
что-то новое. И как только ребёнок разобрался с буквами, он сразу хочет писать,
поэтому под рукой должны быть прописи с печатными буквами.
Мне нравится пропись
Е. Косиновой "Пишем вместе с логопедом".
Из книг по обучению чтению я посоветую книгу Ольгу и Сергея Фединых “Как ребёнка
научить читать”, Е. Косинова “Логопедический букварь”, Н. Жукова “Букварь”,
Т.Р. Кислова “Игровой практикум по чтению”.
В дополнении к книгам у меня есть волшебная коробочка с играми в слова,
волшебная коробка с мелкими игрушками и фразами.
И весь этот комплекс мер даёт прекрасные результаты.
Дети с удовольствием читают!
Желаю Вам и Вашим детям открыть удивительный мир книг.
А я с удовольствием в этом деле помогу Вашим детям.