Уважаемые читатели, хочу поделиться с Вами моим интервью в журнале Persono
Интервью с Эльвирой Лукашиной: путешествие в мир образования
и вдохновения
Встречайте неповторимую Эльвиру Лукашину -
репетитора, педагога и Добрую Волшебницу из Москвы, чья любовь к обучению детей
освещает её жизненный путь, как солнце. Сегодня мы окунемся в историю ее жизни,
откроем секреты успешного обучения и узнаем, как каждый урок может превращаться
в удивительное и захватывающее путешествие в мир знаний и игр. Приглашаем вас
отправиться вместе с нами в увлекательное интервью с Эльвирой Лукашиной.
Эльвира, расскажите о себе
Меня зовут
Эльвира Лукашина, я из Москвы. Родилась, выросла и всю жизнь живу в этом
прекрасном городе.
Я репетитор, педагог дополнительного образования, воспитатель. Занимаюсь с дошкольниками и младшими школьниками. Младшим школьникам помогаю разобраться в сложных для них темах по математике, русскому языку,
а дошкольников учу читать, считать, писать, иногда ставлю звуки, если нет сложных логопедических проблем.
Работаю с детьми уже 15 лет.
Как начался Ваш путь в области образования и
воспитания детей?
О, я всегда любила учить! Поэтому, когда я окончила школу, даже вопроса о выборе специальности передо мной не стояло. Поступила в музыкально-педагогическое училище, на факультет дошкольного образования.
После училища 7
лет работала в детском саду воспитателем.
Потом началась перестройка, и пришлось идти в ногу со временем. Кто помнит те годы, тот знает, что детские сады стали закрываться - в них стали размещаться другие предприятия.
Во время перестройки окончила университет «Вольный Московский университет искусств и наук», факультет экономика. Успела поработать в коммерческих структурах и закончила карьеру в должности заместителя главного бухгалтера.
В душе всегда была уверена, что вернусь в педагогику. И этот шанс мне представился 8 лет назад. Я вернулась в педагогику, но уже в качестве репетитора.
Какие методики и подходы Вы используете для помощи детям в обучении и развитии?
Я репетитор и у меня только частные уроки. Частные уроки всегда ценились, и будут цениться, потому что на них внимание уделяется только одному ребёнку.
Я на урок прихожу с игрушкой – кроликом Долли. Мои ученики её обожают. Именно она им помогает, если они затрудняются с ответом. Долька радуется за них или огорчается, если у детей что-то не получается.
Так же на уроках я использую авторские методики и собственные наработки, раздаточный материал, сделанный своими руками (например, грибочки и морковки для счёта с дошкольниками), а также использую методики быстрого обучения – часто прихожу на вебинары к Ольге Лысенко. Стараюсь там почерпнуть для себя что-то новое и интересное в своей профессии.
Часто на уроках использую музыкальные инструменты: бубен и маракас. Интереснее поделить слово на слоги при помощи бубна, а при постановке ударения этот бубен просто необходим. Дети не только слышат слово, выделяют ударение в слове, но и закрепляют его при помощи звуков бубна. А маракас использую, когда разбираю с ребятами звонкие и глухие согласные. Бубен звучит звонко, а маракас тихо.
И, конечно, в рюкзаке всегда есть место волшебному мешочку и мячику от большого тенниса, с которым можно поиграть. А в волшебном мешочке могут оказаться разные предметы, например, цифры.
Расскажите о своем опыте работы с детьми. Какими результатами Вы особенно гордитесь?
Например, сейчас занимаюсь со школьником первого класса. Разбирали мы с ним тему «Имя существительное». Как объяснить ребёнку, что имя существительное обозначает предмет? Я взяла теннисный мячик и начала играть с учеником в слова, называя предметы, и сказала, что именно они и относятся к имени существительному. После урока мой ученик сказал маме, что с репетитором заниматься очень интересно.
Горжусь своими учениками, радуюсь, что после занятий со мной они получают прекрасные оценки в школе!
Помню случай, когда начала заниматься с ученицей 4 класса русским языком. Родители обратились ко мне за помощью в феврале, а проверочные работы ребята пишут в апреле.
За несколько месяцев мы с моей ученицей вышли на хороший уровень. Я научила её писать диктанты, разобрали с ней сложные темы. В результате по контрольной работе (ВПР Всероссийская проверочная работа) у неё вышла твёрдая четвёрка.
Какие принципы лежат в основе Ваших курсов для родителей и репетиторской деятельности?
Я написала курс для родителей. Знаю, что услуги репетитора стоят дорого, а ведь мне хочется помочь и тем детям, родители, которых не могут себе позволить обратиться к репетитору.
Я назвала курс «Учебные методики в помощь с уроками детям».
Какие принципы лежат в основе курса?
1) Принцип простоты обучения.
2) Принцип донесения до родителей научной информации простым языком.
3) Показать на примерах, как работает та или другая методика.
4) Даю записи вебинара родителям. Информации много, поэтому можно пересмотреть те моменты, которые их больше всего заинтересовали в курсе.
Какие вызовы Вы испытываете в работе с детьми и как их преодолеваете?
Каждый ребёнок – это целый мир. И многое зависит от первого занятия, как сложатся у меня отношения с ребёнком, насколько он контактен и может воспринимать информацию от нового человека.
Поэтому на первый урок с ребёнком я обязательно прихожу с игрушкой. Это снимает напряжение. Игрушка, это неотъемлемая часть моих занятий.
Всегда смотрю по ребёнку, как он себя чувствует - если устал, то перестраиваю занятие на более лёгкие задания.
Снимаю напряжение – занятия всегда проходят в спокойной обстановке. Для меня важно эмоциональное состояние ребёнка. Когда человек спокоен, то и информацию он воспринимает лучше. Мы, взрослые, это знаем по себе, но это же касается и ребёнка.
Какие качества, по Вашему мнению, должен иметь хороший педагог?
- Педагог должен уметь располагать к себе. Я всегда прихожу на урок с улыбкой. Я люблю то дело, которым занимаюсь.
- Педагог должен быть терпеливым, добрым, но если это необходимо, то и строгим. На уроке должна быть дисциплина, иначе ничему не научишь!
- Важно уметь держать внимание ребёнка. Если я пришла на урок, то всё внимание ребёнка будет сосредоточено на заданиях, на теме, которую мы разбираем.
- Нужно уметь переключаться, ведь педагоги тоже люди и иногда могут расстраиваться. И тут должно присутствовать умение собраться и спокойно довести урок.
- Важно донести до ребёнка не только ценности образования, но и основы морали.
Ваша книга "Секреты воспитания
дошкольников" вызвала большой интерес. Какие идеи и методики Вы хотели
передать своим читателям?
В моей книге отражен мой опыт работы воспитателем в детском саду. Я прошла с моими воспитанниками весь путь до школы, то есть взяла детей 3 лет, и до 7 лет мы были вместе. Я пишу об этом в своей книге. И, конечно, привожу методики и игровые занятия с детьми дошкольного возраста.
В своей книге уделяю большое внимание развитию речи детей. Привожу методики - как составить рассказ по картине, как заучить стихотворение с ребёнком, говорю о логопедии, как части развития речи детей. Ведь как ребёнок произносит звуки, он так и писать будет. На этот важный аспект тоже нужно обращать внимание.
И, конечно, пишу про игровые занятия. Например, можно дома сделать театр теней, или фланелеграф (это доска, обтянутая фланелью и картинки к ней).
Как литературная деятельность влияет на Вашу работу с детьми?
Читать я любила всегда. А вот рассказы я начала писать, когда стала заниматься с детьми. Увидела, какие проблемы у них возникают, например, по русскому языку. И как дать материал так, чтобы ребёнку было интересно и это не явилось одним из стандартных упражнений, которых у него много в учебнике и без меня и моих уроков.
Или, например, рассказ о гноме Гвендале появился, когда я увидела, какие проблемы возникают у детей со счётом. А гном Гвендаль очень любит всё посчитать, и мои ученики с удовольствием решают задачи от гнома. Позже у меня получилась целая серия из 6 шести рассказов о нём.
Не каждый репетитор пишет рассказы, а это прекрасный подарок моим ученикам. У меня есть традиция делать подарки ученикам на Новый год и на день рождения.
Какие планы у Вас на будущее в области образования и литературы?
Планы в области литературы – хочу издать свои рассказы о гноме Гвендале. У меня есть много рассказов, которые нужно проиллюстрировать. А также со своими рассказами я хочу поучаствовать в премии имени Эдуарда Успенского «Большая Сказка», которую проводит Российская Государственная Детская библиотека в Москве.
По поводу образования: я хочу создать свою онлайн школу не только для детей, но и для родителей и всех взрослых, работающих с детьми.
Что бы Вы посоветовали родителям, желающим помочь
своим детям в обучении и развитии?
Я желаю от души всем родителям терпения и любви. Если у ребёнка возникает проблема в школе (то есть, он не понял тему), то не тяните время! Чем быстрее вы обратитесь к специалисту, тем быстрее решится проблема.
Дети часто не воспринимают родителей и бабушек в качестве учителей. Поэтому лучше взять репетитора и этим вы сэкономите массу времени и нервов, а в семье сохраните доброжелательный климат.
Советую родителям прислушаться к своим детям, быть с ними рядом, разговаривать с ними.
Подбирайте для детей те виды деятельности (я имею в виду спорт, или искусство), к которым у ребёнка есть склонность. Ведь любое дело должно приносить удовольствие!
И обязательно хвалите за достижения! Для детей это очень важно!
Telegram: https://t.me/classelvira
ВКонтакте:
https://vk.com/elvira_lukashina_luel
YouTube:
https://youtube.com/@akademiaElvira?si=ReqyMvGtxeZh9lsK