вторник, 6 июня 2023 г.

Педагогические чтения к 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского

Портал "Мир Дошколят" (СМИ) весной 2023 года проводил педагогические чтения, посвященные 200-летию Константина Дмитриевича Ушинского.- выдающегося педагога и основоположника современной педагогики. Тема слушаний Творческое наследие К.Д. Ушинского в измерениях образования XXI века.

В педагогических чтениях я тоже принимала участие. Мой доклад "Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в работе педагога дополнительного образования, репетитора" вошел в Сборник итоговых практико-ориентированных материалов Всероссийких педагогических чтений.


ДОКЛАД

Педагогические наследие К.Д. Ушинского в работе педагога дополнительного образования, репетитора.

Константин Дмитриевич Ушинский великий педагог и он заложил основы методов педагогической работы. В своё время, изучая педагогику, как науку и я прикоснулась к взглядам Константина Дмитриевича.

И, спустя многие года, его учение актуально как никогда. 

Сейчас в Москве много семей эмигрантов, я занимаюсь с детьми разных национальностей. Для меня это ребёнок, которому нужны мой опыт и мои знания. – Это один из принципов учения К.Д. Ушинского – образование должно быть обязательным для всех вне зависимости от сословия. Я бы сказала сейчас вне зависимости от национальности, страны из которой приехала семья в мой город. Условия получения образования детей должны быть равными для всех. Этому принципу я следую на протяжении ряда лет.

Я всегда утверждаю, что нельзя учить - не учась, наше время стремительно меняется, появляются новые технологии, есть учителя новаторы, которые щедро делятся своими наработками, и, конечно, я учусь у них. Приходится учиться не только профессиональным навыкам, но и навыкам маркетинга, смм, копирайтингу, умению себя презентовать. Об этом тоже говорил К.Д. Ушинский.

И, конечно, один из важных постулатов построения программы обучения детей - это принцип написания программы от просто к сложному, от частного к общему. 

На своём опыте могу сказать, что взяв ребёнка на обучение чтению, первое, что мы с ним проходим – это Азбука, ведь без знания букв, ребёнок не сможет прочитать слог, а не зная, как читаются слоги, не сможет прочитать слово и так далее. И, конечная цель – это умение ребёнка читать текст, понимать прочитанное и пересказать, то, что он прочитал.

Важным аспектом работы с детьми считаю, как и Константин Дмитриевич – это уважение к личности ребёнка. Нельзя требовать уважения к себе, если ты не уважаешь человека (малыша) с которым работаешь. Работа тогда не даст результата. На своих занятиях я прислушиваюсь к детям, часто не только я веду их за собой, но и иду за ними, за их желаниями. Делаю так, чтобы на занятии была спокойная, доброжелательная обстановка. Акцентирую своё внимание на достижениях ребёнка, а не на его ошибках. Ошибки – это естественный процесс обучения. Они должны быть!

На своих занятиях я часто знакомлю детей эмигрантов с культурой России, с нашими праздниками и традициями. Это обязательный аспект, чтобы ребёнок смог спокойно вписаться в наше общество. А ещё у меня есть традиция – я делаю подарки своим ученикам на Новый год и на день рождения.

Так же, как великие учителя я пишу обучающие рассказы для детей. Рассказы пришли на проблемы детей. Иногда авторские рассказы закрывают проблему лучше, чем любое специальное упражнение. Например, мой рассказ «Уточка Камила» направлен на тренировку внимания ребёнка, на чтение предложения до конца. Ребёнок должен дописать окончание предложения. 

Надо сказать, что за свою литературную работу я получила награды от Российского союза писателей.

И невозможно отделить обучение и литературу. Это вещи взаимосвязанные.  

Руководствуясь принципами К.Д. Ушинского, я достигла прекрасных результатов в своей работе. Я даю базовое образование дошкольников и ребят начальной школы. После моих уроков ребята становятся уверенными в себе, активными в школе и, конечно прекрасные оценки, полученные ребятами в школе, говорят сами за себя. 
  
Эльвира Лукашина, г. Москва 
27 марта 2023 года